Секреты Османской империи.

 

Какие особенности жизни Османской империи любят скрывать? В тот период османы имели значительное влияние на мировой арене, в частности на европейский уклад жизни, плюс ко всему турецкая армия уже тогда считалась одной из самых сильнейших, но какие секреты прятались под семью замками.

Первоочередной тайной для Европы было сокрытие братоубийства. Империя долгое время практиковала борьбу за престол, первородство, то есть передача власти старшему сыну не была популярной темой, а с учетом плодовитости и большого количества женского населения в гаремах, с которыми проводил ночи султан, детей было более чем достаточно.

Из известных нам примеров, можно выделить Мехмеда Завоевателя, который начав свое правление, приказал умертвить большинство своих братьев и кузенов, в это число попал и самый младший брат, задушенный прям у себя в люльке. Помимо всего, все тот же Мехмед издал указ, в котором дозволял своему наследнику убить всех своих братьев. Данному закону следовали многие годы.

К счастью в 1617 году данная практика была прекращена, так как вызывала большое негодование со стороны простого люда и мусульманского духовенства. Однако, взамен нее пришла другая, согласно которой все шехзаде или законные султанские дети мужского пола заключались в специальные помещения дворца Топкапы под замок. Около клеток всегда находилась охрана, и многие просто морально не выдерживали такой жизни — они сходили с ума или спивались.

Внутри дворца существовало другое правило, направленное уже на действия правителя: султану запрещалось много разговаривать, поэтому он пользовался специальными знаками и жестами, с помощью которых отдавал приказы. Впрочем, это тоже можно назвать частью всеобщего дворцового помешательства.

Очень противоречивое правило было в отношении казни. Османская империя не организовывала отдельного корпуса для палачей. Не было и такой должности, но функции были возложены на садовников, служащих при дворе. Они отрубали головы всем неугодным султану. Но проливать кровь члену из султанской семьи было запрещено, поэтому все происходило скрытно, а от самих садовников постоянно пытались избавиться путем удушения, в связи с этим садовые смотрители всегда были крепкого телосложения.

К концу 18 века османы создали традицию, согласно которой провинившийся чиновник доставлялся к садовнику, а последний вручал ему щербет либо белого цвета, либо красного. В первом случае это означало помилование, а во втором — казнь.

 

Но если визирю удавалось сбежать от палача, преследовавшего его со шнуром-удавкой из шёлка, через садовые участки, то его ждала пощада и отстранение от должности. Смысл таких «пробежек» был в том, что визири чаще всего находились в возрасте, а в садовники набирали молодых и сильных парней, поэтому убежать было сложно.

Вообще визирь обычно обвинялся во всех грехах, особенно если у страны дела шли совсем плохо. Его первого выдавали толпе на растерзание и рассказывали все о якобы его провинности. В период властвования Селима во дворце сменилось пару десятков визирей, поэтому каждый новый с первого дня вступления в должность писал завещание и носил его с собой, на всякий случай.

 

Проживающие в Османской империи люди не принявшие ислам облагались налогом на «немусульманство». Смысл налога состоял в том, что они обязаны были отдавать своих родившихся мальчиков на обучение в отряд янычар. Правда отбор был строгий, поэтому не все дети могли его пройти. В случае успеха, их доставляли в Стамбул и насильно обращали в ислам, используя обряд обрезания. Самые умные могли попасть на службу во дворец, многие становились визирями, остальные же работали на фермерских угодьях, одновременно изучая местный язык и развиваясь в физическом плане. Уже к двадцати годам они становились полноценными воинами и вступали в янычарский отряд (элитная военная группа).

Одна из самых распространенных традиций — обращение человека в раба. Большинство рабов прибывали из африканских стран и с кавказских территорий. Помимо всего, постоянными «поставщиками» были славянские страны. Первоначально мусульман нельзя было порабощать, но постепенно от этих канонов отошли. Правда мусульманину проще было получить свободную жизнь.

Безусловно жизнь в рабстве была очень несладкой. Народ умирал пачками из-за тяжелых и изнурительных работ. Многих обращали в евнухов и кастрировали, перекрывая любую возможность продолжить свой род.

Несмотря на такую жестокость к иноверцам, по большей части османы были лояльны к другим религиям и национальностям, они даже принимали беглых евреев, вытуренных испанскими властями из их государства. Однако, если султан чувствовал какую-либо угрозу, то расправа происходила очень быстро. К примеру, известная жестокость Селима привела к вырезанию четырех тысяч мусульман-шиитов, так как они не принимали авторитет султана в качестве гаранта исламской религии.